При обучении иностранному языку задача развития духовной сферы учащихся требует повышения гуманитарного содержания обучения. Актуальность проблемы содержания обучения иностранным языкам очевидна, поскольку необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации и готового самостоятельно совершенствоваться. Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины.
Повышение требования к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителей иностранного языка искать новые формы и приемы обучения для активизации мотивации учащихся. Одним из приемов повышения мотивации является использование национально – регионального компонента. Национально – региональный компонент воспитывает в первую очередь патриотическое чувство за свою Родину. Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач учителей английского языка. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать, творить на ее благо.
Работая по УМК «Spotlight» мы пришли к идеи создания какого-либо пособия с материалами по родной республике.
Существует немало устных тем при обучении английскому языку, которые требуют применения материала, близкого ребятам. Важно не только процесс общения с ребятами, но и применение их жизненного опыта. УМК «Spotlight» построен таким образом, что с начальных классов изучающие английский язык погружаются в атмосферу страны изучаемого языка и ее народа. Несомненно, это очень важно. Может, это и есть одно из преимуществ, которое выгодно отличает наш предмет от других. И только в средних классах нам открывается возможность учить ребят говорить и обсуждать то, что им частично известно, связано с другими предметами, представляет их живой интерес, подтверждает уже имеющиеся знания, добытые как самостоятельно, так и при помощи справочного материала, СМИ и др.
На основе темы «Spotlight on Russia» мы разработали пособие «Spotlight on Chuvashia» для начальной школы (2-4 классы). При изучении темы «Spotlight on Russia» мы обращаемся к материалу по родной республике («Spotlight on Chuvashia»). Пособие содержит следующие темы: 2 класс
1. Gardens in Chuvashia. 2. Food favourites. 3. Crazy about animals. 4. Toy shops. 5. Beautiful Cheboksary.
В конце учебника темы названы так:
1. Gardens in Chuvashia. 2. Typical Chuvash food. 3. Pets in Chuvashia. 4. Chuvash dolls. 5. Holidays in Chuvashia.
3 класс
1. Schools in Chuvashia. 2. Families near and far. 3. A bite to eat. 4. Mega Moll superstore. 5. Domestic animals.
6. Our houses. 7. Get ready, get... 8. Cartoon favourites.
Обобщающие темы:
1. Primary schools in Chuvashia. 2. Families in Chuvashia. 3. I scream for juice. 4. I like presents. 5. Theatres in Chuvashia.
6. House museums in Chuvashia. 7. Fun after school. 8. Small zoos.
4 класс
1. Towns of Chuvashia. 2. A day in my life. 3. What's for tea? 4. A walk in the nature! 5. Birthday wishes.
6. The poems for the little children. 7. The Bay. 8. Zavolzhye fun.
В конце учебника следующие обобщающие темы:
1. Chuvashia towns. 2. What Chuvash children want to be? 3. What national dishes do you like? 4. Nature in Chuvashia. 5. The day of the city.
6. Fairy- tails of Chuvashia.7. The days we remember.
C каждой темой мы возвращаемся к тому, что нам хорошо знакомо. При этом стараемся подчеркнуть роль нашей республики в нашей стране, те преимущества, которые имеют ребята живя в ней. В кабинете английского языка находится символика нашего государства и республики. Хочется, чтобы ребята гордились своей страной, ее людьми и с радостью возвращались на родину, в отчий дом. Вместе с тем радует, что ребята с уважением относятся к представителям других национальностей, которые живут в нашей республике.
Например, в модуле «Каникулы» в 2 классе по теме «Spotlight on Chuvashia» говортся о местах отдыха в Чебоксарах; в модуле «Питомцы» в 3 классе рассказыватся о минизоопарках города Чебоксары; в модуле «Продукты питания» в 4 классе предлагается материал о традиционных чувашских блюдах. Материалы в пособии «Spotlight on Chuvashia» разработаны по каждому модулю, по каждой изучаемой теме. По темам регионального компонента учащиеся работают дома с родителями, со старшими братьями и сёстрами, это тоже имеет большое значение для младшего школьника.
Уроки иностранного языка должны способствовать не только обучению языку, культуре зарубежных стран, но и оцениванию своей страны через призму других культур и народов. Использование национально-региональный компонент на уроках иностранного языка позволяет учащимся осознать богатство культурного наследия, которое принадлежит им наравне с другими людьми, развивать чувство принадлежности к мировой культуре, межкультурного сотрудничества. Подбирая материал, нужно исходить из его содержательной ценности, отбирать те факты национальной культуры, те реалии, знание которых способствует повышению уровня общекультурный и страноведческой образованности школьников, чтобы местный материал, отражал наиболее актуальные факты современной действительности родного края. Использование национально - регионального компонента формирует устойчивый интерес к культуре родного края.
Включение регионального компонента в изучение иностранного языка способствует развитию культурной и духовно богатой личности, укрепляет уважение к национальной культуре и культуре других народов.
Сегодня программно-методическое обеспечение это важный и актуальный вопрос. При всем многообразии различных УМК учитель порой сам испытывает недостаток материала, способного отразить потребность обучающихся в выражении мнения о своей культуре, проблемах своего региона. Смыслом преподавания иностранного языка на современном этапе является введение учащихся в мир родной и иноязычной культур, способствование развитию мышления учащихся средствами языка. В данном случае речь идет не об усвоении иной культуры, а об осмысленной попытке понимать менталитет родного народа, осознавать свое место и предназначение в ней. Все это чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения и культурного развития учащихся, при расширении кругозора учащихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона. Все это будет способствовать развитию навыков учащихся представлять родную культуру на английском языке.
Со школьной скамьи каждый ребенок должен проникнуться мыслью, что Чувашия – это его родной дом, самое лучшее место в мире. Это дом, с которым связана вся его будущая жизнь. Мы должны привить нашим детям любовь к земле предков.
Вывод:
- использование национального компонента на уроках иностранного языка незаменимо в формировании целостного взгляда учащихся на наш сложный и вместе с тем прекрасный мир, в осознании ими ответственности за завтрашний день родного города, страны, планеты;
- использование среды, в которой учащиеся находятся, учет их интересов и целенаправленная работа по формированию им необходимых качеств, жизнь людей, с которыми они повседневно встречаются и которые любят свой край, землю и трудятся на ней, не только оказывают воспитательное воздействие на учащихся, но и способствуют повышению знаний, умений и навыков владения английским языком.
- основа тем и ситуаций для устной монологической и диалогической речи также составлена с учетом жизненного опыта школьников, что способствует их активности на занятиях. Учащиеся всегда стремятся рассказать о том, что им близко, что хорошо им знакомо, о том, что их окружает. Всегда ведь можно легко составить материалы, близкие интересам школьников своего города. Этим мы не только расширяем их словарный запас, но и закладываем тот минимум знаний, которые оседают в памяти и всплывают в нужном месте и в нужный час;
- вся работа учащихся по сбору краеведческого материала, его оформлении на английском языке приучает ребят ценить прекрасное в окружающей действительности, чувствовать, что английский язык актуален не только для общения в англо-говорящих странах, но это еще и язык, на котором можно мыслить, выражать свое мнение и отношение, спорить, приводить доводы и просто общаться в классе;
- и, наконец, познавая культуру стран изучаемого языка, мы учимся формировать мировоззрение о культуре, историческом прошлом, традициях своего народа, вступая с полученными знаниями и опытом в диалог культур на языке, который понятен большинству народов мира. И этим вносим свой вклад в мировую культуру общения, раздвигая территориальные границы.
- национально – региональный компонент можно использовать при изучении многих тем, сравнивая американскую, английскую, австралийскую жизнь с нашей жизнью.
|